• Диагностика
  • Простатит
  • Лифтинг
  • Варикоз
  • Флеболог
  • ЛФК
  • Хирургия
  • Гипертония
  • Связь между патологией кишечника и женским здоровьем Дискенезия толстой кишки по гипертоническому типу Коктейли для мезотерапии flash lift отзывы


    Беседа о вреде курения МИР БЕЗ никотина

    Из опыта работы классного руководителя или гражданское образование на практике.

     

    Костоломова Людмила Ивановна,

    учитель высшей категории Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы  с углублённым изучением отдельных предметов № 21 г. Кирова,

    Шех Татьяна Владимировна,

    соискатель кафедры Педагогики

    Вятского Государственного Гуманитарного Университета.

     

    О необходимости гражданского образования, воспитания гражданственности и формирования гражданского самосознания сказано много. Об актуальности данной темы воспитательной работы со школьниками спорить не приходится. Как обстоят дела с гражданским образованием на практике? Каковы методы, способы и приёмы воспитания гражданственности в работе классного руководителя? Об этом и пойдёт речь в данной статье.

    По мнению психологов, подростковый возраст является наиболее значимым для формирования гражданского самосознания. Именно в подростковом возрасте появляется самопознание, самоосознание и самооценка. До подросткового возраста развитие самосознания происходит стихийно, без участия субъекта. Отсюда и особый интерес к данному возрасту. У подростков возникает потребность познать себя, как личность, отличную от других людей, обернуться на самого себя.

    Сухомлинский В. А. в своём труде «Рождение гражданина» говорит: «Школьник, сидящий за партой, становится гражданином, когда видит перед собой путь, по которому ему идти в жизнь, чтобы ещё больше возвеличить своё отечество». Гражданин-это не только человек, уважающий законы своей страны и готовый к труду на процветание и благо общества, но и человек, осознающий себя свободным и равноправным членом этого общества, участвующий в общественной жизни страны, обладающий совокупностью прав и находящийся под защитой закона. Задача классного руководителя - создать условия для формирования гражданского самосознания подростка-человека и гражданина.

    Классным руководителем в данном коллективе  по данной программе воспитательной работы Л. И. Костоломова работает с 2004 года. Совместно с Т. В. Шех, соискателем кафедры педагогики, работающей над кандидатской диссертацией по теме «Формирование гражданского самосознания подростков в школах России и Франции», была разработана программа воспитательной работы.

    Цель программы: создание условий для формирования социально активной личности, осознающей себя  гражданином и патриотом, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, малой родине, своему народу и готовностью к его защите.

    Задачи программы:

    • Формирование гражданского самосознания подростков на основе социокультурных и  исторических достижений многонационального народа России, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.

    • Воспитание личности гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, жизни и деятельности выдающихся личностей.

    • Формирование потребности соотносить культурные, социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности и жить по законам нравственных ценностей.

    • Создание условий для реализации интересов учащихся в различных видах деятельности.

    Основные направления воспитательной работы классного руководителя:

    • Разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на формирование гражданского самосознания подростков на основе бережного и гуманного отношения к личности ребёнка.

    • Изучение психологических особенностей подросткового возраста, индивидуальных особенностей членов классного коллектива. Совместная работа с психологической службой школы.

    • Умение классного руководителя владеть собой, проявление толерантности и терпимости к детям.

    Механизм реализации воспитательной программы:

    1.                  «Сумели! Смогли! Сделали!»  - изучение индивидуальных особенностей учащихся, изучение динамики уровня развития  самосознания, самосознания   учащихся класса на  основе:

    • бесед с родителями, учителями-предметниками, личных наблюдений во время внеклассных мероприятий, неформального общения учащихся со сверстниками;

    • психолого-педагогических характеристик на каждого учащегося, составленных психологом школы после проведённого тестирования;

    • динамики изменения личности с её потребностями, желаниями, достоинствами и недостатками, уровнем самостоятельности, ответственности, уровнем требовательности к себе и другим;

    • исследование динамики уровня сформированности гражданского самосознания.

    2.                  «Как много нам открытий чудных готовит просвещенья дух!» - познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьников, формирующая потребность в образовании, интеллектуальном развитии, самообразовании, в формировании гражданского самосознания:

    • В 2006-2007 учебном году проведены классные часы:

    -«НОТ школьника»;

    -«Учимся работать с информацией: со справочной литературой, каталогами и т.п.»;

     - курсы бесед « В мире добра и порядка» и «Поговорим об этикете»;

    - «Это полезно знать»;

     - «Я и компьютер»;

    - «Поиск информации в интернете»;

    - диспут «У меня зазвонил телефон»;

    - курс классных часов «Когда уйдём со школьного двора» о личностной и профессиональной ориентации подростков. В рамках курса были приглашены представители разных профессий, проведён конкурс-игра «Кто Я? Какой Я?».

    • Ежедневные встречи с учебной комиссией с целью контроля посещаемости и успеваемости учащихся; еженедельные планёрки-пятиминутки.

    • Координация деятельности учителей-предметников с классным коллективом:

    -   приглашение учителей-предметников на классные родительские собрания;

    -  организация индивидуальных встреч учителей- предметников с родителями учащихся;

    -   беседы с учителями- предметниками об уровне обученности класса, особенностях классного коллектива;

    -  обратная связь: учитель – предметник - классный руководитель - родители;

    -   организация обеспечения учебного процесса необходимым учебным материалом.

    • Вовлечение учащихся в работу факультативов, предметных курсов по выбору, информационных курсов по гражданскому образованию и др.

    -   участие в школьных и городских предметных конкурсах, олимпиадах, играх «Кенгуру», «Русский медвежонок» и др.

    3. «Жизнь идёт, вращается планета!» - организация жизнедеятельности учащихся в классе:

    • Организация самоуправления в классе, выборы совета класса, распределение поручений, привлечение к подготовке и проведению классных дел всех желающих, в том числе и родителей. Я считаю, что развитие самоуправления в классе – это один из важных вопросов воспитательной работы. Всю воспитательную работу в классе  начинаю с совместного планирования дел на учебный год с активом класса. Учитывая мнения учащихся класса, определяется тематика классных часов, формы их проведения, определяются сроки, ответственные за их подготовку и проведение.

    Исходя из мнений учащихся, в течение года проводятся классные часы  тематические, информационно-познавательные, развлекательные. Совместно с социально-психологической службой школы проводятся различного рода замеры, тестирования.

    • В целом, за 3 года работы (с 2004 по 2007) по программе воспитательной работы «Формирование гражданского самосознания подростков» (в тесном сотрудничестве с учителями истории, граждановедения и обществознания) были проведены:

    - встречи учеников и родителей с психологом «Особенности подросткового возраста»;

    - классные часы «Здоровый образ жизни», беседы с наркологом о вреде курения, алкоголизма и наркомании;

    - «Мир отстояли - мир сохраним!» - встречи с ветеранами ВОВ, воинами – интернационалистами, участниками боевых действий;

    - выход в «Клуб ветеранов»;

    - курс бесед о праве «Если бы я знал закон…»;

    - беседы: «О чём рассказывает наш герб», «Цвета нашего флага», «Как слушают  и поют гимн»;

    В 2007-2008 учебном году планируется продолжение воспитательной работы по данной теме:

    - проведение праздника «Я-гражданин России!» о значимости получения паспорта гражданина России;

    - выходы в музеи, на спектакли в театры города, с последующим их обсуждением, выезды на природу, способствующие бережному отношению к окружающей среде творческие вечера по собственным сценариям, беседы, инструктажи по правилам дорожного движения, технике безопасности, и т. п.

    • Обеспечение мероприятий по предупреждению возникающих у учащихся проблем, выявление затруднений и своевременное оказание помощи учащимся.

    Воспитательная работа в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

    Основу взаимодействия классного руководителя и семьи я вижу в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

    Я выделяю следующие принципы данного взаимодействия:

    - взаимное доверие и уважение;

    - взаимная поддержка и помощь;

    - терпение и толерантность по отношению друг к другу.

    Это помогает мне, как педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, развития самооценки и самоконтроля в соответствии с требованиями социума, формировании гражданского самосознания.

    Во взаимодействии с родителями основные функции классного руководителя следующие:

    - ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитатель-ного процесса;

    - психолого-педагогическое просвещение родителей;

    - вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

    - корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

    - взаимодействие с общественными организациями родителей;

    - вовлечение родителей в общественное управление школой.

    Сотрудничество классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Диалог – это ведущая форма общения.

    Вся воспитательная работа в классе ведется согласно плану, утвержденному в начале учебного года директором школы.

    Явка родителей на родительские собрания на протяжении всех лет достаточно высокая (85-100%). Родители оказывают помощь во всех делах коллектива, проявляют интерес ко всем успехам и неуспехам детей. Проявляют интерес к жизни классного коллектива. Активно участвуют в жизни класса и школы в целом.

    Учащиеся признают авторитет классного руководителя и родителей.

    3.                  «Твори, выдумывай, пробуй!» - вовлечение учащихся в дела и мероприятия школы и параллели:

    - Праздник первого звонка;

    - День учителя;

    - Участие в школьных и классных тематических вечерах;

    - Обеспечение необходимого уровня физического развития и физической подготовленности через систему спортивной и физкультурно-оздоровительной работы: участие в городских спортивных мероприятиях, участие в общешкольных Днях здоровья, развитие семейных форм занятий физической культурой.

    - Праздник последнего звонка.

     

    Конечным результатом воспитательной работы, считаю:

    - воспитание духовно богатой, интеллектуально развитой личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы;

    - воспитание личности, способной определять цели своей жизнедеятельности и реализовывать их;

    -  воспитание  личности гражданина и патриота России.

     

    Поступила в редакцию 7 августа 2007 г.

    Источник: http://jurnal.org/articles/2007/ped19.html

    Скринкасты

     

     

    sharpformen.ru © 2014


    Новости | Простатит | Профилактика